Электронные ПТС: зачем они нужны и как с ними жить
Материал обновлён 30.10.2022 г.
Электронный паспорт — это защищённая от изменений запись в базе данных, которую можно многократно пополнять новыми сведениями о машине, собственниках и статусе регистрации. Помимо основной информации, ЭПТС может хранить данные о характеристиках и комплектации машины, страховых полисах, авариях и ремонтах, прохождении техосмотра, обслуживании и пробегах. Туда же должны попадать информация об ограничениях на регистрацию, записи судебных приставов, данные о кредитах, залогах или работе в такси. В отличие от бумажного, электронный паспорт не может «кончиться», а значит автовладельцы смогут забыть, что такое дубликат ПТС — и все подводные камни, связанные с его наличием и оформлением.
Владелец не сможет потерять этот документ, ему не нужно будет думать о том, как восстановить ПТС. А главное, мошенники не смогут украсть его или подделать. Кроме того, система позволяет мгновенно сменить собственника, что исключит получение чужих штрафов после продажи. В общем, история автомобиля должна стать максимально прозрачной, а регистрационные действия — упроститься.
Кто может просматривать и менять данные в паспорте
Сам паспорт, то есть запись в системе, создает автопроизводитель или импортёр — тот, кто выпускает машину в обращение и присваивает ей VIN-номер. Сведения в ЭПТС могут добавлять только уполномоченные организации — от дилера и ГИБДД до автосервисов и пунктов техосмотра. При этом все предыдущие записи будут сохранены.
Менять данные не может никто, и это главный принцип системы. Даже если случилась замена кузова и VIN-номера, этот факт станет лишь ещё одной записью в ЭПТС. Просмотреть весь паспорт целиком получится только у собственника автомобиля после авторизации на сайте Системы электронных паспортов, но поменять данные в истории автомобиля он тоже будет не в состоянии.
Можно ли будет посмотреть историю машины будущим владельцам?
Значительную часть информации о машине с известным VIN-номером или номером ЭПТС можно получить в Системе электронных паспортов за деньги. Это будут только сведения об автомобиле, без каких-либо личных данных предыдущих владельцев. Эти же сведения владелец может предоставить покупателю сам безо всякой оплаты — если хочет продать автомобиль максимально открыто.
Как поставить на учёт автомобиль с электронным ПТС
Если речь идёт про новую машину, то у дилера будет достаточно получить договор купли-продажи с номером ЭПТС, который потребуется, в том числе, и для оформления полиса ОСАГО. Дилер сам впишет в систему имя нового владельца. После этого автомобиль нужно будет поставить на учёт в отделении ГИБДД, где в ЭПТС внесут данные о номерных знаках и выданном Свидетельстве о регистрации (СТС). Нюанс в том, что сотрудник ГИБДД не имеет доступа к личным данным владельца, поэтому оформит СТС только на основании договора купли-продажи. Собственнику останется изготовить и установить присвоенные номерные знаки.
Как переоформить подержанный автомобиль с ЭПТС
Тут всё тоже происходит по прежней схеме — только из процесса исключается передача ПТС и внесение в него новых записей. Продавец и покупатель должны составить стандартный договор купли-продажи, а дальше им надо самостоятельно переоформить машину в Системе электронных паспортов. Это можно сделать почти мгновенно при наличии электронных подписей или верифицированных аккаунтов на портале Госуслуг. Просто прийти с договором в отделение ГИБДД уже не выйдет. Сведения о собственнике в ЭПТС ГИБДД не получает и, соответственно, не вносит нового собственника. Старый собственник делает запись о передаче машины другому лицу. Потом покупатель, уже под своей учётной записью, подтверждает операцию. С этого момента автомобиль официально принадлежит ему, а все новые штрафы будут отправлены на его адрес. В терминологии системы ЭПТС такая операция называется принципом двух согласий.
Если речь идёт о продаже автомобиля через трейд-ин, то всё зависит от схемы сделки: салон либо просто сводит продавца с покупателем, либо сразу выкупает автомобиль, внося в ЭПТС очередную запись. Регистрационные действия при этом не производятся, поэтому число владельцев автомобиля фактически не меняется.
Слышал, что с ЭПТС появляются новые лазейки для угонщиков. Это правда?
В том, что ГИБДД не видит весь набор данных из ЭПТС, а опирается только на ту информацию, которая попадает в её базу данных по межведомственным протоколам, специалисты по угонам действительно усматривают опасную лазейку. Считается, что систему можно попробовать обмануть, предъявив в ГИБДД фальшивый договор купли-продажи с фальшивым паспортом псевдопокупателя и заявив, что все остальные документы на автомобиль утеряны по пути в отделение.
В теории, полицейские могут оформить новые документы на покупателя с фальшивым паспортом, однако вся эта ситуация обязательно покажется им подозрительной и потребует дополнительных проверок.
Никто не требует срочно переоформлять бумажные документы, и у них нет никакого срока действия. Так что, в теории, с бумажным ПТС можно ездить до утилизации автомобиля. Но при утере документа оформить дубликат получится только в том случае, если в местном отделении ГИБДД останутся старые бланки — иначе придётся всё-таки переносить сведения в электронный формат. То же самое будут делать и те, у кого в ПТС банально закончилось место для записей.
Создать ЭПТС на подержанный автомобиль могут только уполномоченные лаборатории и операторы техосмотра, списки которых есть на сайте Системы электронных паспортов. Проблема в том, что операторов с такими полномочиями пока мало — во всей стране их всего полсотни, и лишь четыре работают в Москве. И в эти же лаборатории придётся обращаться тем, кто самостоятельно ввозит машину из-за границы Евразийского экономического союза.
Получится ли ездить на машине из России в странах ЕАЭС?
Автомобили с ЭПТС уже сегодня экспортируются в Белоруссию и Казахстан, где без проблем встают на учёт — но пока лишь по специально разработанным процедурам. «Белоруссия также начинает выдавать электронные паспорта. По российской схеме готовы работать и в Киргизии», — утверждает Борис Ионов. В общем, массовых проблем с вывозом российских машин быть не должно, а те, что есть, могут решиться в ближайшее время.