vkpixel

Техосмотр сделают проще, но дороже: что ждет водителей.

В МВД предлагают сохранить обязательный техосмотр только для юрлиц, а для частных автомобилистов процедуру хотят сделать добровольной и заметно ее упростить. При этом стоимость техосмотра, вероятнее всего, тоже изменится.

В МВД планируют оптимизировать процедуру технического осмотра и исключить из нее ряд обязательных параметров для проверки. Саму процедуру в ведомстве предложили сделать необязательной для физических лиц. Как мы выяснили, такие планы содержатся в протоколе совещания от 21 июля 2021 г. в Министерстве экономического развития по вопросу исполнения поручений вице-премьера Марата Хуснуллина. Достоверность документа  подтвердили несколько источников.

Что хотят убрать из техосмотра

В МВД предлагают отказаться от проверки следующих пунктов: наличия коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением, наличия механических повреждений тормозных трубопроводов, способности стеклоомывателя подавать жидкости в зоны очистки стекла, содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств, уровень шума выпускной системы транспортного средства, способность тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром, комплектации транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами, наличия каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств, наличия мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению, требования к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.

По оценке ведомства, вышеуказанные изменения сократят время проведения технического диагностирования транспортных средств, что положительно повлияет на пропускную способность пунктов технического осмотра, а также позволит уменьшить перечень обязательного оборудования операторов технического осмотра, снизив тем самым финансовую нагрузку на субъекты предпринимательства. Сейчас такие предложения обсуждают с участниками отрасли.

Техосмотр для физлиц хотят отменить

В качестве оптимизации процедуры технического осмотра в части определения возраста и типа транспортных средств, которые должны проходить такую проверку в обязательном порядке, в МВД предложили рассмотреть вопрос об отмене обязательного технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лица.

«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений ПДД: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», — считают в МВД.

По данным ведомства, вероятность участия легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и прошедших технический осмотр, в ДТП (учитывая количество зарегистрированных автомобилей и аварий с их участием) составляет 1,1% и 0,7% соответственно (автобусы — 5,6%, грузовики — 2,07%).

При этом в рамках учета ДТП технические неисправности фиксируются в качестве сопутствующих условий (в 2020 г. +19,3%, 5,4 тыс.; 5 мес. 2021 г.: +3,2%, 1,8 тыс.), поскольку установление причинно-следственной связи требует проведения специальных экспертиз.

В МВД объяснили, что Международные обязательства России по допуску к эксплуатации транспортных средств, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении предписывают проведение периодических технических осмотров в обязательном порядке для автобусов и грузовых автомобилей, разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, а также прицепов к ним. Соответственно, техосмотр для юридических лиц и перевозчиков планируют сохранить.

Прошедшим техосмотр предложили снизить транспортный налог и стоимость ОСАГО

В качестве мер стимулирования владельцев указанных категорий транспортных средств к добровольному прохождению процедуры предлагают предусмотреть понижение ставки по транспортному налогу, а также снижение стоимости полиса ОСАГО.

При этом в МВД отметили, что пока в ряде регионов России недостаточно действующих пунктов техосмотра, хотя общее их количество соответствует нормативам. Так, по состоянию на 8 июля 2021 г. в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра авторизовано 4718 пунктов техосмотра (ПТО), что превышает суммарный по Российской Федерации норматив минимальной обеспеченности такими пунктами.

В тоже время в ряде регионов количество ПТО не достигает установленного для этих субъектов норматива. Такая ситуация сложилась в Адыгее, Дагестане, Крыму, Тыве, Удмуртской и Чувашской республиках, Алтайской, Забайкальском, Камчатском крае, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Липецкой, Новгородской, Оренбургской, Сахалинской, Тульской областях и в Чукотском автономном округе.

По мнению МВД, это может привести к трудностям для владельцев транспортных средств по прохождению ими технического осмотра и, как следствие, негативному общественному резонансу.

Что будет с ценой техосмотра

В МВД считают, что с учетом всех предложений стоимость техосмотра нужно скорректировать. О необходимости повысить стоимость услуги уже не раз заявляли операторы пунктов техосмотра, которым невыгодно проводить проверку в среднем за 500 рублей. Особенно после ужесточения требований к техосмотру, предполагающих обязательную фотофиксацию и наличие у сотрудников электронной цифровой подписи.

«Отрицательное влияние на развитие рынка услуг по техническому осмотру оказывает тарифная политика регионов при формировании стоимости данной услуги. Стоимость в различных регионах составляет от 200 до 1000 рублей, а также отсутствие мер экономического стимулирования субъектов предпринимательской деятельности», — считают в ведомстве.

Там предложили включить в план-график мероприятия, предусматривающие разработку и реализацию Минэкономразвития России, Минфином России и ФАС России экономических условий для развития рынка услуг по техническому осмотру.

В ФАС, согласно протоколу, уже разрабатывают новую методику расчета предельного размера платы за прохождение технического осмотра. Об этом на совещании рассказал начальник отдела машиностроения Управления контроля промышленности ФАС России Никита Филиппов.

Напомним, что ранее опрошенные страховые компании выступили против скидок за прохождение техосмотра. В Российском союзе автостраховщиков заявили, что не фиксирует существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью автовладельца: в среднем на 2 млн ДТП приходится 2 тыс. аварий с технически неисправными автомобилями. И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно техническая неисправность стала причиной ДТП. То есть аварий по причине технической неисправности автомобиля — меньше 0,1%.

Руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что общий подход к исключению ряда требований к автомобилям — логичен по причине избыточных требований.

«Такой техосмотр не пройдет больше половины всего парка автомобилей. Однако в предлагаемом списке на отмену нет ряда важных пунктов, связанных, например, с трещинами на лобовом стекле или задних фонарях. При этом предлагаемая отмена контроля за состоянием тормозной системы абсолютно неприемлема, это точно должно остаться в числе контролируемых параметров», — уточнил Шапарин.

Эксперт уверен: в случае введения добровольного техосмотра, подавляющее большинство пунктов техосмотра вынуждены будут закрыться. «В стране слишком мало грузовиков, автобусов и такси. В противном случае тарифы придется поднимать в десятки раз — что больно ударит по перевозчикам. Даже в случае поднятия тарифов техосмотр в большинстве населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек будет фактически недоступен — пунктов техосмотра там нет и сейчас», – добавил руководитель Национального автомобильного союза. 

Председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов предложения МВД раскритиковал. По его словам, необходимо разбираться с контролем за качеством техосмотра, а не сокращать количество пунктов.

«Тариф на проведение техосмотра не индексировали с 2012 года, в некоторых регионах этот тариф не больше 350 рублей, – заявил Бурдюгов  – А стоимость нормо-часа в автосервисе при проведении диагностики составляет 1500-2000 рублей. Операторам техосмотра при отмене техосмотра для физлиц просто не будут работать, потому что с одними автобусами и грузовиками создавать и содержать пункты техосмотра будет экономически невыгодно. Техосмотр необходим. При этом мы предлагаем установить новые тарифы на услугу в зависимости от региона: от 1500 рублей до 2500 тыс. рублей в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург».