Как ввезти машину из Германии самостоятельно: список обязательных шагов и сколько это стоит

Как ввезти машину из Германии самостоятельно: список обязательных шагов и сколько это стоит - Авто-эксперт Крым - Профессиональная помощь для автовладельцев

Дилерские запасы машин стремительно тают, параллельный импорт буксует, а цены, как следствие дефицита, устремились «в космос». В том числе и на вторичном рынке. Но выгодно приобрести автомобиль сегодня всё-таки можно — если привезти его из Европы! 

В чём сложность перегона из-за границы

Сегодня основной поток подержанных машин из Европы идёт в Россию через фирмы, профессионально занимающиеся автоподбором. Но примерить на себя роль перегонщика и сэкономить заметную сумму может любой желающий — надо только располагать временем и знать правильный порядок действий. А нюансов в этом деле действительно хватает, причём связаны они не столько с выбором автомобиля, сколько с бюрократией по обе стороны границы.

Как удалённо выбрать автомобиль в Германии 

Самый удобный вариант дистанционного поиска — изучение объявлений на сайте mobile.de, у которого есть, в числе прочих, и русскоязычная версия. Причём машины на нём продают не только германские, но и из других европейских стран.

При поиске подходящего экземпляра сразу задавайте в фильтре возраст автомобиля от трёх до пяти лет, иначе затея лишена смысла — только в этом диапазоне российская таможенная пошлина не перекроет возможную выгоду такой покупки.

Во многих объявлениях указаны две цены — нетто и брутто. Это автомобили, из стоимости которых можно выделить 19-процентный НДС (он же Mehrwertsteuer, Mwst, или «штоер») — по аналогии с шоппингом по системе Tax Free. Заплатить при покупке в любом случае придётся полную сумму, однако после вывоза машины за пределы Евросоюза НДС можно вернуть, если правильно оформить документы. О них — чуть позже.

Понятно, что покупка такой машины выгоднее, но торгуют ими исключительно автосалоны — продавец-частник вернуть вам НДС не сможет. Проблема в том, что в текущей ситуации не каждая фирма в принципе готова работать с россиянами, многие опасаются санкций.

Поэтому, присмотрев объявление, прежде всего свяжитесь с продавцом и уточните возможность экспорта машины в РФ. Задать вопрос можно через форму обратной связи на сайте mobile.de или по телефону автосалона. Лучше с этим не затягивать: выгодные предложения расходятся очень быстро. А вот языковой барьер обычно не проблема: в большинстве автоцентров говорят по-английски, часто встречаются и русскоговорящие менеджеры.

Что ещё спросить у консультанта? Актуально ли объявление: машина может оказаться уже забронированной другим покупателем. Вернут ли НДС: не всякий продавец готов заниматься этой процедурой.

Уточните дату производства автомобиля, поскольку в объявлении обычно указывают первую постановку на учёт. И по факту экземпляр может оказаться старше, чем вы думаете, — есть риск вместо покупки выгодной пятилетки попасть на дорогую растаможку.

Если с этим порядок, поинтересуйтесь состоянием автомобиля, узнайте, бывал ли он в авариях, какие кузовные работы зафиксированы в истории. А главное — выясните возможные способы оплаты. Перевести деньги из России прямо на счёт продавца сейчас вряд ли получится, поэтому лучше ориентироваться на оплату наличными. В случае с поиском недорогой модели это самый надёжный вариант. Возможно, дилер подскажет и какую-то альтернативную схему, устраивающую обе стороны.

Как проверить машину дистанционно

Есть мнение, что автомобили в наилучшем состоянии предлагают в рамках фирменных программ вроде BMW Premium Selection или Das WeltAuto у Фольксвагена. В теории, для получения такого статуса машина должна пройти самые тщательные проверки и строгий отбор. Увы, по факту сегодня всё не так хорошо. 

Имейте в виду, аварийное прошлое и кузовной ремонт, по немецким понятиям, не тождественные вещи. В частности, автомобиль может быть целиком перекрашен после бомбардировки градинами, однако во всех отчётах считаться битым не будет. С толщиномером в Германии знакомы слабо, поэтому разумнее ориентироваться на стоимость восстановления — продавцы охотно делятся такой информацией. Если на приведение машины в порядок было потрачено меньше 5000 евро, скорее всего, ничего страшного с ней не произошло.

Удобно, когда среди знакомых имеется человек с доступом к дилерской базе данных. Тогда можно пробить машину по VIN-коду на предмет истории обслуживания. Если нет, остаётся надеяться на сервисы, подобные нашим Отчётам Авто.ру, — например, Сarvertical. Однако учтите: в Германии они работают криво и полной информации дать не могут. Но для общей оценки ситуации подойдут.

Ну и, конечно, внимательно изучайте фотографии в объявлении. Порой и по картинкам становится очевидно: с машиной что-то не так. Хотя изображений может и не быть. Для Германии это типичная история: продавцы торопятся разместить объявление, а уже потом снимают лот во всех деталях.

Если покупать автомобиль «по фото» страшно, в Германии можно найти специалистов (в том числе русскоговорящих), предлагающих за 500–700 евро услугу выездной диагностики. Можно потратиться, если не жалко при неудачном раскладе отдать такую сумму впустую. Но часто местные спецы проверяют подержанные автомобили кое-как, слишком поверхностно и пропускают даже самые очевидные косяки.

И напоследок, полезный лайфхак в работе с mobile.de: не стоит изучать сайт по ночам — зря потратите время. Его модераторы работают строго с 8 утра до 18 вечера и дело своё знают. Но в другие часы на сайт просачиваются фейковые предложения вроде «свежий BMW X7 за 30 000 евро».

Как совершить сделку, не выезжая из России

Автомобиль устраивает, нюансы оплаты обговорили? Теперь нужно заключить договор купли-продажи (он же Rechnung, Invoice). Дилер оформит бумаги дистанционно, для этого продавцу потребуются от вас копия паспорта и адрес регистрации с почтовым индексом — разумеется, «прописку» указывайте латинскими буквами.

Важный момент — вносите в купчую те сведения, которые затем используете при оформлении машины в России и получении ПТС. Иначе у нашей таможни возникнут вопросы.

Выглядеть договор купли-продажи может по-разному. Крупные автосалоны выдают объёмный документ на десяток страниц с подробным описанием комплектации машины, замеченных недостатков и способа оплаты. Мелкие фирмы зачастую ограничиваются единственным листом, где из полезного — разве что VIN-номер. Но в любом случае после подписания купчей автомобиль надо забрать, иначе дилер имеет право взыскать с вас неустойку в размере до 15 процентов от суммы сделки. Конечно, если только отказ не вызван вновь обнаруженными недочётами машины.

Чтобы приглянувшийся экземпляр вас дождался, придётся его забронировать, оплатив хотя бы 1000 евро. Передают задаток разными способами, например, через находящегося в Германии знакомого. Но вообще, заинтересованный в сотрудничестве дилер обычно сам подсказывает пригодную для конкретно вашей ситуации схему.

И не забудьте попросить копию немецкого техпаспорта (он называется Brief) на автомобиль — она вам скоро понадобится.

Что нужно сделать в России перед выездом

Машина выбрана, забронирована, продавец в Германии ждёт вашего приезда. Теперь пора внести таможенный депозит. То есть заранее оплатить российскую пошлину, чтобы купленный автомобиль пропустили через границу РФ. Сделать это нужно на таможенном посту по месту вашей постоянной либо временной регистрации. Например, в московском регионе нужные отделения ведомства расположены в Домодедово и Зеленограде.

Для легковых автомобилей возрастом от трёх до пяти лет размер пошлины определяют, исходя из рабочего объёма двигателя — на сайте таможни есть удобный калькулятор. Сумма рассчитывается в евро, однако оплачивается в рублях по курсу ЦБ на день оформления. Поэтому лучше положить деньги на депозит с небольшим запасом, ведь если хотя бы одной копейки при обмене валюты не хватит, придётся повторять процедуру. А за это время курс снова изменится.

Перечисление надо делать с российского рублёвого счёта. Крайне важно не ошибиться в реквизитах таможни, иначе деньги уйдут неизвестно куда и зависнут там надолго. Самое надёжное — взять образец платёжки на таможенном посте. Или воспользоваться кассой банка прямо на месте, если агентская комиссия в 2 процента от суммы пошлины не смущает.

Оформляют депозит по двум заявлениям, образцы которых представлены на информационном стенде в здании таможни. Бумаги составляют от имени того человека, кто будет вписан в ПТС и на кого продавец в Германии выпишет купчую. Из документов потребуются: паспорт, ИНН, платёжка и копия немецкого техпаспорта (Brief). В том случае, если автомобиль в Россию доставит сторонний перегонщик, попросят ещё и нотариальную доверенность. А при ввозе какой-нибудь экзотики иногда нужно показать ответ на официальный запрос о дате производства.

На этом этапе придётся окончательно определиться — кто повезёт машину и через какой пограничный пропускной пункт. Дальше информацию отправят именно туда, поменять что-либо уже не получится. И учтите, иностранцы к российским доверенностям относятся крайне подозрительно, поэтому оптимальный вариант — всё же ехать самому. Оригиналы таможенных документов (расписка и гарантийный сертификат) забираем с собой в Германию, без них в Россию автомобиль не пустят.

Важный момент: при оформлении машины в РФ пошлину ещё раз пересчитают по актуальному банковскому курсу. А дальше по ситуации — либо вернут разницу, либо вам нужно будет доплатить, если депозита не хватит.

Как забрать машину в Германии

Оптимальный способ добраться до немецкого дилера — самолёт. Прямое авиасообщение России с Европой сейчас закрыто, но попасть туда через третьи страны никто не мешает. Только заранее изучите ковидные ограничения по маршруту — кое-где они ещё действуют. 

Если собираетесь расплатиться с продавцом наличными, придётся почитать и таможенные правила, в том числе и страны, через которую вы летите. Не исключено, что деньги нужно будет задекларировать. К примеру, лимит ввоза в Евросоюз — 10 000 евро. Альтернативный вариант: отправиться за автомобилем с друзьями, разделив капитал на доли, допустимые для прохода через «зелёный коридор». Повезло тем, кто имеет карточку международной платёжной системы, выданную нероссийским банком, — тогда часть суммы можно снять на месте в банкомате.

На границе ЕС, как правило, ничего необычного не спрашивают и не проверяют, но бронь гостиницы и купчую рекомендуем на всякий случай иметь под рукой. И, разумеется, для посещения Германии необходима шенгенская виза — в России их продолжают выдавать, закладывайте на оформление 2–3 недели.

Чтобы забрать машину у дилера, нужны немецкие транзитные номера. В 80 процентов случаев с их получением поможет сам продавец. Доплатить за такую услугу имеет смысл, поскольку в противном случае процесс рискует обернуться долгими хлопотами, потерей времени и нервов. Особенно если у автомобиля не окажется действующего техосмотра — сертификата TUV.

Источник: https://mag.auto.ru/article/kakprignat-mashinu-izgermanii-instrukciya/